Матвей Блантер  
(1903 - 1990)
Б и о г р а ф и я
Матвей Исаакович Блантер родился 10 февраля 1903 года в Почепе.
Учился в реальном училище Курска, пел в хоре, рано овладел фортепиано, скрипкой, участвовал в оркестре Курского драматического театра.
В 1917 г. поступил в Московское филармоническое училище и сблизился с кругом молодых сатириков и юмористов (среди них И.Эрдман, В.Масс, В.Типот).
Заведовал музыкальной частью и был аккомпаниатором Мастерской Н.Фореггера (1920-22), Ленинградского театра сатиры (1926-27), Театра обозрений Дома печати (1928-29), сотрудничал с передвижным театром «Крокодил».
В 20-е годы Блантер приобрел широкую известность как автор «экзотических» песенок-фокстротов «Джон Грей», «Фудзияма», «Багдад», танго «Сильнее смерти», многочисленных чарльстонов, шимми и др.
Его шлягеры инсценируются в петроградском кабаре «Балаганчик» (1922) с участием Р.Зеленой («Домик в Батавии» и др.); в московском «Павлиньем хвосте» (1923) иронический «жестокий» романс «Кожаный ремень»:
«Он был апаш, она апашка» исполняют в будущем известные драматические артисты В.Топорков и Л.Колумбова).
В 30-е годы характер песен Блантера резко меняется. В 1930-31 гг., работая в Магнитогорском драматическом театре, он пишет «Песню о Магнитогорске» и «Мальчишку шлёпнули в Иркутске», появились суровая баллада «Партизан Железняк» и «Песня о Щорсе».
Песни сразу же вошли в репертуар Л.Утёсова и Л.Руслановой, первой спевшей знаменитую «Катюшу. Песню-марш «Молодость» (1937), построенную на вопросах и ответах, вместе с многотысячной аудиторией ЦПКО исполнял М.Гаркави.
Танцевальность песен Блантера, основанная в 20-е годы на модных ритмах, на новом этапе прорастает на почве лирико-плясовой русской песенности. В «Катюше», написанной для Государственного джаз-оркестра, руководимого М.Блантером,
она оригинально сочетается с отголосками героических маршей. Песня на долгие годы вошла в быт, стала массовой, как и многие последующие песни Блантера.
Органическое взаимопроникновение героики и лирики получает развитие в песнях военных лет. Одна из первых «До свиданья, города и хаты» написана 23 июня 1941 г., с ней уходили на фронт новобранцы.
На фронте и в тылу, наряду с довоенной «Катюшей», звучали «Моя любимая» (1942), «Огонёк», «В лесу прифронтовом» (1943), «Как служил солдат», «Песня военных корреспондентов» (1944),
«Под звездами балканскими» (1944) и многие другие (всего около 50 песен в годы Великой Отечественной войны).«Враги сожгли родную хату» (1945), исполненная на эстраде через 15 лет М.Бернесом, «Лучше нету того цвету» (1946), «Летят перелетные птицы» (1949),
«В городском саду играет» (1947), «Присядем, друзья, перед дальней дорогой» (1962), «Черноглазая казачка» (1966), цикл песен-размышлений на ст. Б.Окуджавы (1967) и многие другие получили известность в послевоенные годы.
Образно-тематический строй их очень широк: любовь к родной стране, радость единения людей, скорбь утрат... Новаторские приемы Блантера-песенника - маршевая ритмизация мелодических оборотов, характерных для русского лирического романса,
принцип динамизированной повторности, разно-ладовое мажорно-минорное «окрашивание» одних и тех же мелодических фрагментов. Для его песен характерны импульсивность, открытость, чувство юмора, оптимизм.
В области театральной музыки можно выделить работы Блантера с эстрадными театрами: Ленинградским театром миниатюр А.Райкина (песенки к спектаклю «Времена года», 1956); Московским мюзик-холлом (музыка к спектаклю «Москва-Венера, далее везде» (1961)
и «Тик-так, тик-так.,.» (1963); оперетты «Сорок палок» (1925), «Нос президента» (1926), «На берегу Амура» (1938). Лауреат Сталинской премии (1946), Народный артист СССР (1975), Герой социалистического труда (1983).
Скончался Матвей Исаакович 27 сентября 1990 года.